Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Цель: Расширить знания педагогов в процессе представления своего опыта работы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ по их математическому развитию с использованием блоков Дьенеша.
Задачи:
– Познакомить педагогов с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.
– Обучить педагогов методам и приемам использования блоков Дьенеша в педагогическом процессе.
– Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии.
Оборудование. Ноутбук, презентация.
Раздаточный материал. Блоки Дьенеша, наглядный материал к играм.
Математика в образовании играет важную роль, тем самым развивая познавательные способности ребенка, в том числе логическое мышление. В дошкольном возрасте перед педагогами ставится задача обеспечить условия для развития воспитанниками первичных математических понятий и форм деятельности, используемых в жизни.
Образование в детском саду в первую очередь направлено на развитие познавательных способностей, формирование условий учебной деятельности, которые в свою очередь связаны развитием мыслительных операций. Одним из целевых ориентиров является изучение элементарного представления о математики.
В своей практике для развития и формирования логико-аналитических способностей детей мы отдали предпочтение логическим блокам Дьенеша, с помощью которых мы имеем возможность формировать в комплексе большинство основных процессов мыслительного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Использование пособия «Логические блоки Дьенеша» для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ выбрано не случайно, а в силу особенностей данной категории детей и большим потенциалом в работе с пособием для решения ряда коррекционных задач. Использование логических блоков возможно на коррекционных занятиях психолога, дефектолога, воспитателей, индивидуальных и групповых занятиях коррекционно - развивающего обучения.
Мыслительная деятельность дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характеризуется выраженной задержкой вербального мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного).
Кроме того, у детей с ТНР отмечают: снижение познавательной активности, длительное переключение с одного вида деятельности на другой, быструю утомляемость.
При построении коррекционной работы мы опираемся на сохраненные функции мыслительной деятельности детей в том числе:
Высокую восприимчивость к помощи;
Умение осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания;
Наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что определяет их способность принимать помощь в виде смысловых опор;
Сформированная игровая мотивация, позволяющая в условиях психического насыщения преодолеть стремление прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме.
Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, представленным в наглядной форме, осуществлять планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой и занимательной форме, использовать задания разной степени сложности и дозированную помощь.
Занятия с детьми можно начинать с работы с альбомами, с их помощью дети с ОВЗ учатся строить простые фигуры из блоков по образцу, анализировать, сравнивать и накладывать блоки на готовые рисунки.
Эффективно усвоив использованный на начальном этапе материал, можно переходить к играм.
Игра 1. «Лесные друзья»
Цель: Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.
В начале занятия детям рассказывается сказка о лесных друзьях, веселых и любознательных зверятах, которые были приглашены на именины к белочке. Для каждого гостя белочка приготовила лакомства которые им нравятся больше всего. Но одной ей не справиться, и она просит ребят помочь расставить угощения перед званными гостями.
Каждый ребенок получает тарелочку и игрушку-гостя. Ведущий называет, какие угощения приготовлены для определенного зверя (например, синие или круглые), а дети раскладывают по своим тарелочкам соответствующие блоки. В конце белочка-ведущий проверяет, не попал ли туда блок (угощенье) другого цвета или свойства. После проверки и исправления ошибок, ведущий благодарит детей за помощь и возвращает блоки на место.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
Сначала роль ведущего выполняет взрослый, затем по очереди дети.
После успешного закрепления материала усложняем задачу, теперь ведущий называет сразу два свойства блоков (угощенья), которые должны оказаться на тарелочках у определенных зверят (круглые тонкие или маленькие желтые, квадратные не красные, большие не треугольные и т.д.). Педагог каждый раз поощряет стремление ребенка самостоятельно придумать новую комбинацию свойств.
Каждый раз перед детьми ставятся интересные игровые задачи. Педагог поощряет желание дошкольников придумать новые комбинации свойств.
Игра 2. «Кладоискатели»
Цель: Развитие умений выявлять в предметах общие и отличительные свойства, абстрагировать и называть форму, цвет, толщину и размер.
На столе перед детьми лежат 16-20 блоков различных по толщине, цвету, форме и размеру. Педагог предлагает детям побыть кладоискателями и прямо сейчас отправиться на поиски клада.
Педагог объясняет правила игры: «Сейчас вы все будете кладоискателями, а я буду пиратом который будет прятать свои сокровища». Детям показать карточку с кладом (это может быть картинка сундука с сокровищами или монетка)
Дети выполняют действия, о которых идет речь:
«Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать!»
Тем временем, пока у детей закрыты глаза ведущий прячет карточку под одним из блоков.
Педагог: «Все пираты для того чтобы в дальнейшем не забыть где именно спрятаны сокровища составляли карту сокровищ. А мы вместо карты будем использовать карточки-символы».
Ведущий перед детьми выкладывает схему соответствующую блоку под которым спрятан «клад». Например: Красный, треугольный или толстый, квадратный. Затем задача усложняется и «клад» уже может быть спрятан под блоком из трех составляющих: синий, круглый, толстый или маленький, прямоугольный, желтый. В дальнейшем роль ведущего могут исполнять сами дети. Выкладывая карточки-схемы, тем самым формируя представление о определенном блоке, дети создают его своеобразную модель.
В процессе игры с карточками-символами и блоками дети успешно переходят от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению.
Игра 3. «Три кота»
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать толщину, цвет, размер, форму, сравнивать предметы по заданным свойствам.
На столе по кругу на расстоянии расставлены три формочки или тарелочки — это импровизированные игровые площадки Карамельки, Коржика и Компота. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы котятам удобно было ходить на прогулке с одной площадки на другую. Но дорожки нужно выстроить по правилам.
Как собрать первую дорожку, предлагает педагог. Например, так чтобы в ней рядом не было фигур одинакового размера или цвета. Дети по очереди выкладывают блоки. Следующие две дорожки дошкольники строят по самостоятельно заданному маршруту.
С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие, развивается логическое мышление, умение выявлять свойства в объектах, знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивают пространственные представления, познавательные процессы и мыслительные операции.
Комментарии
Отправить комментарий